Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Климова, Тамара Юрьевна - Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова)
Климова, Тамара Юрьевна - Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова)
Статья
Автор: Климова, Тамара Юрьевна
Литература в школе: Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова)
б.г.
ISBN отсутствует
Автор: Климова, Тамара Юрьевна
Литература в школе: Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова)
б.г.
ISBN отсутствует
Статья
83
Климова, Тамара Юрьевна.
Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова) / Т. Ю. Климова // Литература в школе : научно-методический журнал : 6 номеров в год. – 2024. – № 3. – С. 55-66. – Библиогр.: с. 66. – На рус. яз.
Цель статьи актуализировать литературоведческие аспекты категории времени, рассмотреть способы его воплощения в конкретном художественном произведении и показать, какую роль играет темпоральность в определении особенностей авторской поэтики и в понимании его индивидуальной картины мира. Автор статьи вводит теоретические понятия в опоре на конкретные примеры бытования времени в цикле О.Н. Ермакова «Зимой в Афганистане», отмечая его растянутость, привязанность к нравственной проблематике, к экзистенциальным вопросам жизни и смерти. Используя дедуктивную логику, от панорамного обзора художественной целостности цикла автор выходит к системному анализу рассказа «Занесенный снегом дом», в котором варианты художественного времени охватывают почти весь диапазон теоретических представлений о нем. В анализируемом рассказе время формирует композиционные особенности цикла, выстраивая, во-первых, сквозную оппозиционность структурно-смысловых элементов: дихотомию пространственных образов, бифуркацию и противопоставленность образов времени, его импульсивность и стремительность развязки. Во-вторых, мотив близкой смерти обусловливает символизацию отдельных элементов повествования, где выделяются знаки защиты и опасности, смерти. В исследовании концентрируется внимание на том, что в цикле О.Н. Ермакова преобладает субъективированный аспект переживания времени, смещающий границы физического мира. На восприятие мира влияет индивидуально-психологический и социально-бытовой факторы. Героиня рассказа живет без опоры на Бога, тем самым лишая себя духовной опоры и своим неверием предопределяет безысходность финала. В качестве выводов рассматривается авторская картина мира, в которой духовнонравственное начало выходит на первый план.
ББК 83
2024
основной = литературоведение : история литературы : мировая литература : литература России : русская литература : русские писатели : Ермаков Олег Николаевич
основной = литературоведение : время (лит)
основной = литературоведение
психология = психология : общая психология : психические процессы : познавательные психические процессы : сенсорные процессы : восприятие : сложные формы восприятия : хронотоп
основной = ретроспекции
83
Климова, Тамара Юрьевна.
Время как литературоведческая категория (на материале рассказов О. Н. Ермакова) / Т. Ю. Климова // Литература в школе : научно-методический журнал : 6 номеров в год. – 2024. – № 3. – С. 55-66. – Библиогр.: с. 66. – На рус. яз.
Цель статьи актуализировать литературоведческие аспекты категории времени, рассмотреть способы его воплощения в конкретном художественном произведении и показать, какую роль играет темпоральность в определении особенностей авторской поэтики и в понимании его индивидуальной картины мира. Автор статьи вводит теоретические понятия в опоре на конкретные примеры бытования времени в цикле О.Н. Ермакова «Зимой в Афганистане», отмечая его растянутость, привязанность к нравственной проблематике, к экзистенциальным вопросам жизни и смерти. Используя дедуктивную логику, от панорамного обзора художественной целостности цикла автор выходит к системному анализу рассказа «Занесенный снегом дом», в котором варианты художественного времени охватывают почти весь диапазон теоретических представлений о нем. В анализируемом рассказе время формирует композиционные особенности цикла, выстраивая, во-первых, сквозную оппозиционность структурно-смысловых элементов: дихотомию пространственных образов, бифуркацию и противопоставленность образов времени, его импульсивность и стремительность развязки. Во-вторых, мотив близкой смерти обусловливает символизацию отдельных элементов повествования, где выделяются знаки защиты и опасности, смерти. В исследовании концентрируется внимание на том, что в цикле О.Н. Ермакова преобладает субъективированный аспект переживания времени, смещающий границы физического мира. На восприятие мира влияет индивидуально-психологический и социально-бытовой факторы. Героиня рассказа живет без опоры на Бога, тем самым лишая себя духовной опоры и своим неверием предопределяет безысходность финала. В качестве выводов рассматривается авторская картина мира, в которой духовнонравственное начало выходит на первый план.
ББК 83
2024
основной = литературоведение : история литературы : мировая литература : литература России : русская литература : русские писатели : Ермаков Олег Николаевич
основной = литературоведение : время (лит)
основной = литературоведение
психология = психология : общая психология : психические процессы : познавательные психические процессы : сенсорные процессы : восприятие : сложные формы восприятия : хронотоп
основной = ретроспекции