Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Хлыбова, Т. В. - Змей в геральдике и нарративах одного города
Хлыбова, Т. В. - Змей в геральдике и нарративах одного города
Электронный ресурс (аналит. описание)
Автор: Хлыбова, Т. В.
Традиционная культура.- 2015.- № 3 (59): Змей в геральдике и нарративах одного города
б.г.
ISBN отсутствует
Автор: Хлыбова, Т. В.
Традиционная культура.- 2015.- № 3 (59): Змей в геральдике и нарративах одного города
б.г.
ISBN отсутствует
Электронный ресурс (аналит. описание)
Хлыбова, Т. В.
Змей в геральдике и нарративах одного города [Электронный ресурс ] / Т. В. Хлыбова // Традиционная культура.- 2015.- № 3 (59). – С. 113-120. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34117165 (дата обращения: 09.08.2022). – Для авторизованных пользователей с ПК МПГУ. – Библиогр.: с. 118-119. – На рус. яз. – Автор рассматривает проблему интерпретации традиционных сюжетов в условиях «информационной революции» конца XX - начала XXI в. на примере топонимических преданий о белорусском городе Пружаны, включающих международный мотив проглатывания/изрыгания ребенка змеем. Пружаны - полиэтнический и многоконфессиональный городок на западе Белоруссии, история которого связана с польской королевой Боной - представительницей миланских правителей Сфорца, герб которых стал прообразом герба Пружан. Геральдическая картинка на гербе - змей, проглатывающий/изрыгающий ребенка, - стала текстопорождающей. Нарративы, объясняющие название города, включают мотивы, связанные со змеем, или обыгрывают известные змееборческой сказке и другим жанрам фольклора сюжеты. Топонимические предания, записанные в Пружанах и окрестностях в XXI в., трансформировались под воздействием различных исторических и геополитических обстоятельств, изменявшихся ландшафтных особенностей территории. Герб со змеем, появившийся в конце XVI в., в конце XVIIIв. был заменен другим, затем дважды возвращался. Дискретность геральдической традиции, наряду с вероятным полиэтническим культурным влиянием, сказалась и на сюжетно-композиционной устойчивости топонимических нарративов, которые либо активно эксплуатируют змееборческий сюжет, либо обходятся без него. Пружаны в соответствии с преданиями получили свое название благодаря утонувшей/проглоченной змеем Прузаны (Пружи, Прузы), мифологической дочери королевы Боны, или, по другой версии, были построены на месте обмелевшей после проклятия ее королевой реки. Изменения в сюжете коснулись его идейных основ: согласно новой интерпретации, восходящей к официальному толкованию итальянского герба, а вслед за ним и пружанского, змей не глотает, а изрыгает ребенка из своей пасти, спасая его. Данная интерпретация, представленная в СМИ и книжных обработках легенды, также находит продолжение в устной традиции.
2015
основной = культурология
основной = история : вспомогательные исторические дисциплины : геральдика
основной = нарративы
основной = история : вспомогательные исторические дисциплины : геральдика : гербы
основной = языкознание : системность языка : лексикология : лексическая семантика : ономастика : топонимика
основной = ЭБС elibrary.ru
основной = сверка 2024
Хлыбова, Т. В.
Змей в геральдике и нарративах одного города [Электронный ресурс ] / Т. В. Хлыбова // Традиционная культура.- 2015.- № 3 (59). – С. 113-120. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34117165 (дата обращения: 09.08.2022). – Для авторизованных пользователей с ПК МПГУ. – Библиогр.: с. 118-119. – На рус. яз. – Автор рассматривает проблему интерпретации традиционных сюжетов в условиях «информационной революции» конца XX - начала XXI в. на примере топонимических преданий о белорусском городе Пружаны, включающих международный мотив проглатывания/изрыгания ребенка змеем. Пружаны - полиэтнический и многоконфессиональный городок на западе Белоруссии, история которого связана с польской королевой Боной - представительницей миланских правителей Сфорца, герб которых стал прообразом герба Пружан. Геральдическая картинка на гербе - змей, проглатывающий/изрыгающий ребенка, - стала текстопорождающей. Нарративы, объясняющие название города, включают мотивы, связанные со змеем, или обыгрывают известные змееборческой сказке и другим жанрам фольклора сюжеты. Топонимические предания, записанные в Пружанах и окрестностях в XXI в., трансформировались под воздействием различных исторических и геополитических обстоятельств, изменявшихся ландшафтных особенностей территории. Герб со змеем, появившийся в конце XVI в., в конце XVIIIв. был заменен другим, затем дважды возвращался. Дискретность геральдической традиции, наряду с вероятным полиэтническим культурным влиянием, сказалась и на сюжетно-композиционной устойчивости топонимических нарративов, которые либо активно эксплуатируют змееборческий сюжет, либо обходятся без него. Пружаны в соответствии с преданиями получили свое название благодаря утонувшей/проглоченной змеем Прузаны (Пружи, Прузы), мифологической дочери королевы Боны, или, по другой версии, были построены на месте обмелевшей после проклятия ее королевой реки. Изменения в сюжете коснулись его идейных основ: согласно новой интерпретации, восходящей к официальному толкованию итальянского герба, а вслед за ним и пружанского, змей не глотает, а изрыгает ребенка из своей пасти, спасая его. Данная интерпретация, представленная в СМИ и книжных обработках легенды, также находит продолжение в устной традиции.
2015
основной = культурология
основной = история : вспомогательные исторические дисциплины : геральдика
основной = нарративы
основной = история : вспомогательные исторические дисциплины : геральдика : гербы
основной = языкознание : системность языка : лексикология : лексическая семантика : ономастика : топонимика
основной = ЭБС elibrary.ru
основной = сверка 2024